Село Средний Бугалыш

История села Средний Бугалыш

Село Средний Бугалыш Муниципального образования Красноуфимский округ Свердловской области расположено в 40 км на ЮЮВ от города Красноуфимск (на дороге идущей на Башкирию), в среднем течении на обоих берегах р. Бугалыш (левого притока реки Уфа).

По данным территориального отдела на 01.12.2020 года в Среднем Бугалыше зарегистрировано 979 человек. Средний Бугалыш разделен на 17 улиц и 4 переулка. На территории села функционируют следующие организации: Бугалышский Территориальный Отдел, Отделение Общей врачебной практики, Аптечный пункт №433, МАОУ Бугалышская СОШ, МКДОУ Бугалышский детский сад №2, Дом культуры, 73-я Пожарно-спасательная часть, филиал МУП Энергосервис, Отделение почтовой связи, ООО «Уралагрос», АЗС «Париж», 3 магазина из филиала Красноуфимского РАЙПО, закусочная «Чайхана», продуктовый магазин «Маяк» ИП Гайнуллина Г.Г.,  строительный магазин «Домовой» ИП Хлыбова Р.Р.

Точной даты образования села нет. Известно только, что Средний Бугалыш появился еще до 1680 года.

В списках населенных мест, изданных статуправлением Санкт-Петербурга в 1875 году, есть такие данные: «Средний Бугалыш, деревня, при речке Бугалыш, от уездного города Красноуфимска в 41 версте. Число дворов 147, жителей 853 человека, из них мужского пола 428, женского 425. Одна мечеть». В объяснительной записке: «Около 1600 года существовала деревня Средний Бугалыш». Это обстоятельство также подтверждается в статье А. Новокрещеновой, помещенной в газете «Вперед» 23 июли 1965 года.

Исходя из вышеизложенных данных, можно определенно сказать, что Средний Бугалыш как деревня существует не менее четырехсот лет.

Существует несколько устных преданий, различных легенд, но их суть сводится к одной мысли, что деревня началась с первых трех рыбацких и охотничьих избушек, расположенных невдалеке от большого глубокого озера, на берегу речки Бугалыш.

Из трех первых поселенцев Бугалыша самым старшим по возрасту и положению был Боыгъалиш. С ним вместе прибыл его сын, а третьим был отчаянный мужик, не мусульманин, выходец из среды северных народов. Боыгъалиш до этого находился на службе в каком-то княжестве Сибири и имел высокое положение. После разгрома княжества (может быть, ханства), где нес службу Боыгъалиш, он тоже разорился и лишился семьи и хозяйства. Они бродяжничали, скрываясь от преследования вдвоем с един¬ственным сыном, оставшимся в живых из его большой семьи. Шли они по дороге, ведущей в сторону лесостепных владений башкир. К ним присоединился третий путник – угро-финн, кото¬рый был сильным, ловким, повидавший все тяжести неволи, смертельных наказаний, но сумевший вырваться из застенок бла¬годаря изворотливости.

Они остановились на берегу реки у озера, где впоследствии возникла деревня Средний Бугалыш.

С течением времени сын Боыгъалиша женится на одной из трех женщин, которые пришли сюда со стороны. Дальнейшее пополнение населенного пункта происходит за счет прибытия вогулов из Кленовской волости, деревни Айтуганово.

Пристанище, где остановились первые поселенцы, оказалось доходным местом, поскольку здесь проходила дорога от центра Урала в сторону башкирских лесостепи. Неудивительно, что в скором времени в этом пункте возникает базар, и Боыгъалиш становится организатором и главным посредником торговых дел.

Со стороны центра Урала на продажу везли металлоизделия, посуду, хозяйственную утварь и другие товары. Меха, рыбу, деготь, смолу, мочало заготавливали на месте, а мед, мясопродукты везли со стороны Башкирии. Скот тоже пригоняли оттуда. В дальнейшем Бугалыш становится торговым узлом, куда ежене¬дельно со всех концов съезжается множество купцов.

В деревне по понедельникам проходили большие базары, а дважды в год - ярмарки. В деревне немало было и своих купцов. К нам везли товар из Нижнего Новгорода, Кунгура и других городов. Купцы называли Средний Бугалыш малым Петербургом.

На центральной улице, где проходили торжища, все дома были большие, одно - или двухэтажные, обязательно с лавками.

Многие жители деревни занимались торговлей или использовали свои дома как заезжие дворы для отдыха купцов и хранения их товаров и имели ощутимый доход. Когда началась сплошная коллективизация и ликвидация кулаков, базар в Бугалыше перестал существовать.

Сельское хозяйство, главным образом земледелие и скотоводство, составляло основу хозяйственной деятельности бугалышских татар в прежние времена. Земли еще были новые, плодородные. Удобрения, навоз на поля вывозили только зажиточные крестьяне, и то только на ближние поля. Земли было достаточно. На каждую душу приходилось по 7 десятин. Поля простирались от деревни на 5-6 километров. За хребтом на равнине Асан-тау, вдоль ручейка Тупле-кул, располагались самые плодородные тучные земли.

Культурно-просветительские учреждения

Школа

До 1917 года татарские дети учились в доме муллы- мальчиков обучал сам мулла, а девочек-абыстай, его жена. В 1919 году в частном доме была открыта первая школа за счет государственных средств. Вплоть до 1938 года под школу использовали дом Галиуллы Сафиева, а после - дома раскулаченных Дильмухамета Валиева и Шакира Хузина. В 1938 году впервые была построена настоящая восьмилетняя школа в д. Средний Бугалыш. До 1939 года дети обучались по латинскому алфавиту на татарском языке, школа перешла на русский язык в 1965 году. С февраля 1984 года была открыта новая трехэтажная школа - десятилетка для татарских, марийских, русских детей деревень Среднего и Верхнего Буглышей.

Мечеть 

В Среднем Бугалыше было две мечети. Одна из них - обшитая и покрашенная в светло-голубой цвет, - стояла на высоком бере¬гу, как птица, готовая к полету. Из двух мечетей ни одна не сохранилась, все разрушили до основания. Когда началась перестройка, благодаря стараниям Ингола Хаебиева, руководство ТОО для верующих выделило дом из двух комнат, служивший мед¬пунктом. Собрав деньги, сделали ремонт помещения, огородили территорию мечети штакетником, оборудовали. Всю работу по благоустройству в основном выполнила бывшая учи-тельница Гульсум Сафиуллина. Она же обучала женщин молитвам.

Культура 

После революции 1917 года в жизни деревни в отношении культуры резкого изменения еще не было. Правда, в деревне появился избач - заведующий избой-читальней энтузиаст Ахтар Абзалов сумел организовать самодеятельность. На него была возложена обязанность вести библиотечное дело и клубную рабо¬ту, но клуба не было. Вместо клуба использовали большой амбар Нигматзяна. Отсутствие постоянного помещения, ко¬нечно, осложняло работу по развитию культуры. Под клуб ис¬пользовали вначале дом Галиуллы Сафиева (ул. Советская, дом № 39), потом дом Шакира Хузина, потом здание центральной мечети. В 1961 году силами местного населения и колхоза в Среднем Бугалыше был построен первый, ныне действующий Дом культуры. В этом же году в здание Дома культуры переехала библиотека, которая до этого находилась в здании барака машино-тракторной станции. С 1998 года Среднебугалышская сельская библиотека находится в здании Бугалышского территориального отдела.

При написании статьи использованы материалы книги «История Бугалыша» местного писателя, уроженца с. Средний Бугалыш - Мулланурова Мухамеднура Муллануровича.