История поселка Сарана
В 2018 году Саране исполнилось 260 лет. В Саранинский территориальный отдел входят пять населенных пунктов: д. Зауфа, станция «Саранинский завод», Соколиный камень, Верхняя Сарана, п. Сарана.
В настоящее время в поселке функционируют Дом культуры, библиотека, музыкальная школа, детский сад, школа, поликлиника, мастерская по изготовлению валенок, современное пожарное депо. 15 декабря 2019 года состоялось открытие храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
«Сарана» - слово башкирское, в переводе на русский язык означает «марево, туман или дымный воздух». В разное время поселок сменил несколько названий – Нижнесаранинский завод, Нижняя Сарана, Сарана.
По указу Красноуфимской воеводской канцелярии от 4 мая 1758 года было дано разрешение на строительство железоделательного завода в долине реки Сараны купцу и заводчику Петру Осокину. Для строительства завода Петр Осокин переводит со своего Иргинского завода 193 человека, это были первые строители Сараны. Позднее еще пополняли население Сараны, за счет переселения мастеровых из Иргинского завода. Также люди были завезены из Нижегородской, Казанской, Архангелогородской, Сибирской губерний.
Население было из разных категорий – государственные и крепостные крестьяне, беглые староверы - кержаки. Большая часть населения и в дальнейшем придерживалась старой веры. В поселке было две церкви и старообрядческая часовня. Церкви: Рождество-Богородицкая единоверческая церковь, деревянная, 1-престольная. Была освещена 17 марта 1868 года в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Закрыта в 1930 году; Петро-Павловская церковь, деревянная, 1-престольная. Освещена во имя апостолов Петра и Павла 28 марта 1872 года. Была построена на средства купца К.А. Шевелина.
В 1769 г. завод был продан московскому купцу и именитому гражданину Андрею Кнауфу. Около 100 лет управляли заводом приезжие промышленники сменяя друг друга. А в ноябре 1876г было объявлено о прекращении работы Саранинских заводов. Чтобы не остаться без работы мастеровые, знакомые с кузнечным делом начали открывать свои небольшие кузницы и начали производить необходимый инвентарь – топоры, кирки, подковы, гвозди и т.д. Плотники и столяры начали выпуск телег, кошевок, саней, рубили срубы домов и бань, строили баржи и лодки. Среди мастеровых стали выделяться зажиточные жители, первым и наиболее влиятельным стал А. А. Кисляков, который создал фабрику сельскохозяйственных машин, на которой работало около 60 рабочих.
Фабрика Кислякова была фактически первым машиностроительным предприятием поселка и в дальнейшем родоначальником Саранинского завода кузнечно-прессового оборудования.
В годы Великой Отечественной войны в Сарану эвакуировали Харьковский машиностроительный завод, выпускавший продукцию для фронта. За годы войны было выпущено: ручных гранат - 4 млн. 60 тыс. шт., санитарных носилок - 82 тыс. штук, санитарных душевых установок разных типов - 820 штук. По итогам соревнований заводу вручалось переходящее Красное Знамя 7 раз, в конце 1945 его передали на вечное хранение.
Продукция завода поставлялась в 53 страны дальнего зарубежья, в том числе в Японию, Германию, Францию. В 1997 году на международной выставке в Испании продукция завода была отмечена «Международной золотой звездой качества», в 1998 году в Париже - знаком «Золотой Меркурий». Предприятие входило в «двадцатку» лучших станкозаводов России. С 2015 года завод не работает. Сегодня на месте «промышленного гиганта», который давал работу свыше двух тысячам человек, находится пустырь.
Основной сферой являлось промышленное производство железа и изделий из него, а также лесозаготовка и переработка древесины в уголь, смолу, скипидар и т.д.
В настоящее время на территории Сараны работает хлебозавод ООО «Саранинский хлеб». Хлебозавод является основным предприятием Красноуфимского райпо по выпуску хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, сушки. Ассортимент выпускаемой продукции составляет около 90 видов, изделия завода поставляются в Екатеринбург, г. Красноуфимск, Ачитский, Артинский, Бисертский и Красноуфимский районы. Хлебозавод, в котором трудятся 66 специалистов, работает круглосуточно.
В 1810 году для нужд завода его владелец А.А. Кнауф построил бревенчатый пятистенный лазарет. Практически с основания в нем работал саранинский крестьянский лекарский ученик Хрисанф Федоровичь Трифанов (фельдшер). Больница часто меняла здания.
Уже в 1919 году персонал состоял из 1 фельдшера, 1 аптекаря, и 2-х санитарок. С 1933 года был открыт стационар на 10 коек и медицинский пункт на заводе артели «Красный партизан», а с 1935 года -зубопротезный кабинет и родильное отделение больницы. В годы войны больница работала в военном режиме.
Современное 2-х этажное здание по типовому проекту запущено в 1986 году на 75 коек. В 1987 году главный врач Валентин Геннадьевич Белоусов получил звание «Отличник здравоохранения».
16 августа 2019 года в здании поселковой больницы было открыто «Социально-реабилитационное отделение для ветеранов, инвалидов и пожилых людей с круглосуточным проживанием. В смену здесь могут поправить здоровье 25 человек с длительностью пребывания 14 дней.
Интересные исторические памятники и памятники природы местности
Вокруг поселка расположены многие памятники природы: Овечий камень, Семь братьев, Соколиный камень, самый знаменитый из них - Аликаев камень (Марьин утес). На котором снималась сцена из известного фильма «Тени исчезают в полдень».
В горе над рекой Саранушкой есть пещера Теплая, из которой и зимой поднимается теплый воздух.
Самобытные традиции жителей населенного пункта, легенды и предания
Практически с каждым природным памятником, расположенным около поселка связана своя легенда.
Есть легенда и о происхождении названия поселка - «Сарана». Расположен поселок в долине небольшой речки, среди дремучих лесов. Долина реки в летнее, весеннее, осеннее время была затянута густым туманом большую часть суток. Рассеивался туман лишь к обеду. Однажды утром шли два охотника -башкира и вышли на вершину горы. Охотники посмотрели вниз, и один сразу сказал: «Сарана». Вся яма была покрыта туманом. А «Сарана» - слово башкирское, в переводе на русский язык означает «марево, туман или дымный воздух».
Следующая легенда рассказывает о названии речки «Саранушки». Поженились русский парень и башкирская девушка, а в старые времена такие браки не одобрялись. Пришлось молодым уходить от своих родичей. Ехали, ехали они и остановились на ночь у небольшой речки. А когда проснулись утром, увидели какая красота вокруг и решили обосноваться на этом месте. Выстроили дом, обзавелись хозяйством и родились у них две дочки, которых назвали Сара и Нина. Подросли девочки и стали ходить купаться на речку. Однажды одна из них стала тонуть, другая хотела ей помочь, но не смогла, и они утонули вместе. Мать ходит по берегу, плачет, зовет девочек: «Сара, Нина!» Люди услыхали и стали называть реку Саранина, а позднее - Саранушка.
Если подниматься от поселка вверх по течению реки Уфы, то можно увидеть три скалы, одну из них называют Соколиным камнем. На нем в старину скрывались восставшие. Их предводитель был по кличке Сокол. Всех разбили, один он остался в живых, а когда и его окружили, он спрыгнул с самого высокого камня - и разбился.
Если спуститься по Уфе ниже Сараны километра на три, то на крутом левом склоне в густом лесу возвышаются семь камней, эти камни издалека похожи на людей поэтому в народе носят название «Семь братьев». Эти скалы – геоморфологический и ботанический памятник природы, сними связана красивая легенда, пришедшая из старины.
Это было очень давно. Жил на Руси вольный хлебопашец. Горя не знал. Кормила его земля и поила, и вырастила ему семь сыновей, один другого сильней и краше. Дожили б, и они до глубокой старости, но только узнал царь-мироед о том, что где-то на краю России живет - вольный хлебопашец. И решил он наказать хлебороба за то, что он свободный. Пока трудились братья в поле, засекли царские посланники старика до смерти. Тогда решили братья найти на Руси правду и отомстить за невинную смерть отца. Долго они ходили по земле, сырой от народных слез, пока не встретилась им старушка-колдунья. Узнала она про их горе, и решила помочь. Привела братьев колдунья в дремучий лес, наложила в большой котел руды и наказала: «Топите этот котел и день, и ночь, и целый год. Как наступит такой же день другого года, тушите костер водой из реки и доставайте из котла меч. Им вы добудете правду и свободу. Да смотрите, не заглядывайте в котел раньше времени - беда будет. И день прошел, и ночь, и другие дни и ночи прошли, но не удержались братья. Так им не терпелось взяться за великое дело, бороться за правду. Заглянули они в котел раньше времени. Раскололось вдруг небо в страшном грохоте, гроза разразилась, и превратились те братья в камни. С тех пор и стоят над Уфой-рекой в скорбном молчании».
А если спуститься еще на километр ниже по Уфе, то справа можно увидеть еще один камень - Овечий. Говорят, что когда-то паслось на горе стадо овец, окружили все стадо стая волков, загнали волки овец на камень, который кончался обрывом. Овцам не оставалось выхода, и они все попадали вниз. И теперь этот камень называется Овечьим. А если присмотреться к нему со стороны реки, то он напоминает овечью голову, может и поэтому у него такое название.
Много было земли у башкир, жили они привольно. Табунами ходил скот по степи, щипал сочную траву. А степь кончалась там, где солнце уходило на свой ночлег. Такая она была большая и не было ей конца и края.
Любил Аликай выходить в степь, брать отцовский лук, пускать стрелы-молнии, в парящих высоко птиц. Сраженные птицы камнем падали на землю, а черные глаза юноши ничем не выдавали радость, только блестели ярче обычного. Завидовали его силе и ловкости товарищи, удивлялись взрослые.
«Славный будет батыр» - кивали седовласыми головами старики. Но не пришлось Аликаю летать вольной птицей по степи, радоваться молодости. И не он был тому виной. Стали рыскать по степи, словно голодные шакалы царские чиновники. Стали отбирать землю у башкир.
«Заводская это земля, говорят они, - не ваша. А вы теперь демидовские работники. Будете доставать руду, жечь уголь, плавить металл».
«Как так не наша? - удивлялись башкиры. Деды жили здесь, пасли скот, и никто не гнал с земли. Зачем обижаете бедный народ?»
И шли башкиры с жалобой к приказным людям, подавали в суд, били челобитные царю. Но не нашли нигде правды. Не слушали нигде жалобщиков, а только грозились - не только с земли согнать, но и деревни выжечь, если будут смуту сеять.
Совсем приуныли башкиры. Но были среди них храбрые и сильные батыры. Любили они волю, степь и свой народ. И не было силы, которая могла бы сломить их, не было таких лошадей, которые могли бы догнать их. Разве пуля шальная настигнет удалого, повалит с лошади, а сыра земля спрячет его от царской плети.
Ватаги молодцов ходили по степи. Это народ брал луки и стрелы, садился на коней, чтобы защищать свою волю.
Водил за собой ватагу непокорных и молодой Аликай. Стремительны, как ветер, были их кони. Метко ложились стрелы, свистели арканы, затягиваясь петлей вокруг тел стражников, стаскивали их с лошадей, как мешки.
Удал и смел был Аликай.
Однажды, в одной из схваток с царскими стражниками, споткнулся вдруг под ним конь, повалился на левый бок. Из груди лилась алой струйкой кровь.
Соскочил Аликай на землю, с тоской поглядел на умирающего коня, на своего верного товарища. Сгрудились вокруг него друзья, предлагая своих лошадей.
«Торопись Аликай, нас окружают» - предупреждали они. Аликай словно не слышал голоса своих товарищей. Только поднял гордо свою голову, грозно сверкнули его глаза.
«Разлетайтесь други по степи, как соколы. Был я вам верным товарищем, много побили мы с вами врагов. Пришло время проститься. Не дам я коня, чтобы глумились над ним, чтобы клевали его черные вороны.
Нехотя разъехались друзья. И как раз вовремя. Смыкали стражники плотным кольцом удальцов. Сверкнули на солнце острые клинки, застонала земля от топота коней. Битва была скорой и жаркой. Немногие из башкир прорвались в степь.
Дорого решил заплатить за смерть своего коня Аликай. Яростно храпели вздыбленные над его головой лошади, звон стоял из скрещивающихся сабель. Валились мертвые прямо под ноги, а он стоял в живом кольце врагов крепко, как дуб, словно силу ему давала сама земля.
Не смогли стражники взять удальца силою, решили взять хитростью. Подкрался один из них сзади, ударил прикладом ружья по голове. Упал Аликай, как подкошенный, на круп своего убитого коня.
Так оказался Аликай в неволе.
Били его нещадно, сажали на цепь, словно собаку, потом спустили в глубокую яму. Очнулся накрепко прикованным к тачке. В темноте разглядел таких же каторжников, как и он.
Целыми днями таскал Аликай тачку с рудой. Но не терял веры вырваться на волю. Птице ли сидеть со связанными крыльями? Стал подговаривать к побегу своих товарищей.
Но как избавиться от цепей? Нашел крепкий камень. По целым ночам колотил им по наручникам, чтобы сбить крепко сковавший цепи замок. И сбил. Звякнуло упавшее железо. Радостно заблестели глаза каторжника.
А на следующий день вместо руды товарищи посадили в бадью Аликая. Сидел он, крепко сжимая в руках кистень, готовый умереть, но не попадать больше в эту чертову пропасть, не быть заживо погребенным в рудной яме.
Удивились работные люди, поднимавшие бадью, необычному грузу. Растерялся стражник. Кошкой подскочил к нему Аликай, холодным блеском сверкнул кистень. Черная ночь, да темный лес укрыл беглого от погони.
Высок Аликай ростом, широк в плечах, лицо скуловатое. Идет он по лесу, уже счет дням потерял. Но все еще зоркие глаза башкира смотрят кругом, уши четко ловят каждый шорох. Шел и удивился, когда перед ним вырос огромный камень. С трудом забрался на его вершину. Глянул вниз - дух захватило, как он был высок. Поглядел вокруг - море леса, а вдали вился сибирский тракт, серебром блестела река.
С тех пор неспокойно стало в этих местах. Путники боялись проходить мимо камня.
Черной тенью метнется человек и останется лежать на дороге труп.
Много разных слухов ходило по деревням. Но один из них был самым достоверным - бедному человеку, простолюдину бояться было нечего, его никто не трогал. Зато не уходил живым ни один стражник, приказчик или царский чиновник. Молва об удивительном разбойнике шла от селения к селению. Одних она заставляла радоваться, других со страхом думать о предстоящей дороге, если случалось ехать по казенным делам этими местами.
Дошел слух о разбойнике и до Екатеринбурга. Посылают оттуда отряд стражников.
«Живым или мертвым взять этого разбойника!» - был приказ.
Не знал Аликай о надвигающейся беде, не знал, что выследили его, когда он утром поднимался на камень.
Кровавая заря разлилась по небу, умытое росой поднималось солнце. Внизу стала разбредаться темь. Аликай скорее почувствовал, чем увидел черную тень. Одну, вторую, третью. Припал к камню, а сердце жарко забилось. А внизу уже кричат: «Выходи разбойник на милость царскую!»
В ответ пропела тетива, полетела стрела. Упал один. «Врешь. Скоро не возьмешь!» - радостно закричал Аликай.
Облачками вспыхивали оружейные выстрелы, пули царапали высокий камень. Уже слышен щелк затворов за спиной - это подкрались стражники. Некуда Аликаю бежать. Сзади - стражники, впереди пропасть. И стрелы все кончились.
Тогда поднялся он во весь свой богатырский рост. Затихли внизу, не стало слышно выстрелов. А он обвел взглядом безбрежное море леса, кровавый рассвет, шагнул к краю пропасти и ...бросился вниз.
Храбр был Аликай и умер храбро, не дался в руки царских стражников.
С тех пор и стали этот камень называть Аликаевым.
В наше время Аликаев камень не забыт. Здесь постоянно люди. Место туризма и туристических слетов.
Нужно сказать, что у Аликаева камня есть вторая жизнь. Он получил широкую известность в начале 70-х годов прошлого столетия, здесь снимался 7-ми серийный кинофильм «Тени исчезают в полдень». На Камне был отснят момент гибели героини фильма, командира партизанского отряда Марии Красной. Съемки фильма велись на Аликаевом камне, у деревни Петуховка (существовала до 80-х годов 20 века) и в окрестностях поселка Сарана. После демонстрации фильма Аликаев камень получил второе название - Марьин Утес. Если услышите эти два названия - знайте, это один и тот же Камень.
В прошлом пимокатное дело было развито в Красноуфимском районе.
Прародителем династии пимокатов в Саране был Климов Павел Петрович (1893г.р.). В его семье мастерски катали валенки и традиция эта передавалась из поколения в поколение. В начале 1930 года в Саране была создана бригада сапожников из восьми человек по ремонту и изготовлению обуви, которую позднее Красноуфимская артель «Кожевенник» взяла под свою опеку. В 1933 году в бывшем здании товарищества было организовано пимокатное производство. Теперь здесь уже работало более 40 человек.
В годы Великой Отечественной войны валенки отправляли на фронт. Изготовляли их любых размеров, в основном серого цвета. Делали также стельки для подшивки валенок, хомутинники для лошадей.
Когда появилось предпринимательство, пимокаты стали приобретать патенты на право своей деятельности. Их осталось 6 человек. За месяц пимокаты изготовляли от 20 до 25 пар валенок. Заказы на валенки поступали не только из Красноуфимска и района, но и из соседних Артей, Ачита, городов Свердловской области – Берёзовска и Екатеринбурга и других отдаленных территорий – Тюменской и Пермской областей, Башкортостана и даже из Москвы и Литвы.