населенные пункты находятся рядом и буквально переходят друг в друга
Год основания Русской Тавры – 1815 год.
Большая Тавра основана в 1508 году. Первоначально, селение марийцев находилось на реке Ай, неподалеку от с. Абдуллино и называлась Ай-Тавра. На нынешнем месте Большая Тавра обустроилась в 1761 году
с. Русская Тавра.
Образование Русской Тавры предположительно относится к 1660-70-м годам. Старообрядцы, скрываясь от гонений, постепенно осваивали и заселяли эти места. Первыми пришли сюда Фофановы, затем пять братьев Швалевых, Цепиловы. Густой лес скрывал от посторонних людей, здесь начинает застраиваться село, строится Старообрядческая церковь. В 1815 году сюда пришли новоселы из сел Сухановского, Ачита, Ключей, остановились на башкирских землях. В 1894 году на средства казны Пермской Епархиальной Консистории открыта Петро-Павловская церковь.
д. Большая Тавра.
Первые упоминания о деревне приходятся на далёкий 1508 год, тогда поселение носило название Ай-Тавра и располагалось на башкирских землях, недалеко от д. Абдуллино. Марийцы пришли в эти места по р. Уфе, поэтому их называют йыпонышами (йыпоныш мари – марийцы из-за Уфы). Когда татары пришли на эти места, то они обнаружили здесь поселение марийцев. Но два народа с разной религией не могли ужиться вместе, татары вынудили марийцев покинуть обжитые места. Следующим местом, где обосновали поселение марийцы – на 5 км выше течения реки Таврушка, на месте нынешнего Жвакино, о чем теперь напоминает кладбищенская гора, место марийского кладбища. Через некоторое время марийское поселение было вытеснено пришлым русским народом. Со временем марийцы обосновались на нынешнем местоположении, в верхнем течении реки. Основным и обязательным условием для переселенцев было наличие воды. Другим, не менее важным требованием безопасности считалась скрытость жилья от посторонних глаз. Все эти достоинства были учтены нашими предками при возникновении отдельных хуторков. Так появились Памаш сола (улица Ключевая), Ер Сола (на месте ул. Октября) и Корем урем (ул. Набережная). В последствии деревня разрасталась, появлялись новые улицы.
История основных сфер деятельности населения.
Сельское хозяйство. Главным сельхозпроизводителем на селе является Общество с ограниченной ответственностью «Тавра», которая специализируется на мясо-молочном животноводстве, картофелеводстве, зерновое растениеводство. Испокон веков сельское хозяйство было важным направлением деятельности тавринцев. В 30-е годы 20 века активно создавались колхозы: «У илыш» (Новая жизнь) и колхоз им. Молотова – в Большой Тавре; «Красный пахарь» и «Победа» - в Русской Тавре. В 1950 году колхозы объединились в один колхоз им. Молотова, первый председатель – Илеев Ярмий, в 1956 году хозяйство переименовали в колхоз им. Ленина, председатель – Шумихин Михаил Константинович, 30-тысячник.
В 1961 году образовался совхоз «Тавринский», который объединил несколько населенных пунктов: с. Сарсы Первые, с. Сарсы Вторые, д. Татарская Еманзельга, д. Башлыкул, с. Русская Тавра, д. Большая Тавра, д. Горевка, д. Чебак, д. Шугат. Директор совхоза – Павлов Андрей Степанович. 1967 год ознаменовался блестящей победой тружеников совхоза в соцсоревнованиях за урожай. Совхоз за достигнутые успехи награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров ССССР и ВЦСПС. Это знамя передано на вечное хранение, как символ трудовой доблести трудового коллектива совхоза «Тавринский». В настоящее время Знамя хранится в селе Сарсы.
С 1972 года совхоз «Тавринский» становится совхозом им. 50-летия СССР. В 1979 году происходит разукрупнение совхоза им. 50-летия СССР, отделяется и вновь организуется совхоз «Тавринский».
Образование.
В 1868 году в Большой Тавре открыта церковно-приходская школа. В советское время на месте этой школы открылась начальная школа, с 1948 года школя стала семилетней, с 1962 года - восьмилетняя школя, а с 1966 года Большетавринская средняя общеобразовательная школа.
Школа в Большой Тавре просуществовала до 1971 года. После строительства нового здания Тавринской школы, Большетавринская школа прекратила свое существование.
В Русской Тавре школа открыта в 1900 году. Школу строило Красноуфимское земство. До этого дети учились в церковно-приходской школе в Большой Тавре. В 30-х годах школе были переданы бывший дом репрессированного Оношкина и часовня церкви. Первый выпуск Русскотавринской семилетней школы состоялся в 1937 году. С 1 сентября 1960 года Русскотавринская семилетняя школа преобразовывается в восьмилетнюю. В 1971 году Русскотавринская восьмилетняя и Большетавринская средняя школы объединяются в Тавринскую среднюю общеобразовательную школу.
Медицина.
Первая больница появилась в Русской Тавре и располагалась в приспособленном частном доме по ул. Черемушки в 1938 году. Помещение частного дома не могло разместить большое количество больных двух населенных пунктов, поэтому под больницу приспособили здание православной церкви, которое находилось на месте нынешней школы. В 1953 году случился пожар, и больница сгорела. В 1956 году построено новое здание больницы на 25 койко-мест. Со временем деревянное здание больницы обветшало, больница не могла размещать большое количество больных. В 1989 году по ул. Новой построена кирпичная двухэтажная больница. Больница была оснащена необходимым оборудованием для проведения физиотерапевтических, процедурных манипуляций, лабораторных исследований, стоматология, педиатрические и терапевтические отделения, стационар.
Культура.
О культурной жизни Тавры до Октябрьской революции информации практически нет, в основном это были стихийные танцевальные и музыкальные вечера, когда население собиралось у какого-либо дома, звучали песни под гармошку или баян и устраивались танцы. При Советской власти начали открывать избы-читальни, где проводилась культурно-просветительская работа. В Большой Тавре в 40-х годах 20 века в приспособленном доме открылся клуб, в другой половине – маленькая библиотека и читальня. В клубе велись лекции, беседы на разные темы, работал драмкружок, раз в неделю показывали кино. В Руссой Тавре в 1920 году открыта Русскотавринская сельская библиотека. Пока не установлено, где размещалась библиотека и кто был первым библиотекарем.
В 1958 году между Большой и Русской Таврой построено новое здание сельского клуба, куда переехала Русскотавринская библиотека, где долгое время библиотекарем работала Захарова Людмила Николаевна. В Большой Тавре библиотека сменила несколько мест, пока не произошло слияние двух библиотек в единую Тавринскую сельскую библиотеку.
Интересны природные объекты в окрестностях села.
Кюсо Курык (Молебная гора) - холм в 5 километрах от деревни Большая Тавра, поросший сосновым бором и березами.Береза и липа — святые деревья у марийцев. Марийцы, переселившиеся на наши места, были язычниками, не имели ни храмов, ни церквей для совершения религиозных обрядов. Эта гора для переселившихся марийцев окрестных деревень: Большая Тавра, Малая Тавра, Багышково, Сарсы Первые и Вторые, Усть-Маш — стала священной. В своих молитвах священники вспоминают имя Алек. Видимо, он был первоначальным священником горы Кюсо. Поэтому его имя передается из поколения в поколение. Каждое лето здесь во время религиозных праздников Кюсо и Ильин день собирались марийцы этих деревень, парились в бане у подножия горы и молились всю неделю. Во время молений приносили в жертву богам различных животных. Срубить хотя бы одно дерево на этой горе считалось величайшим грехом. Один раз в семь лет собирались марийцы со всех деревень. Проводили большое моление уральских марийцев.
Чие Курык (Вишневая гора) - холм в 2 километрах северо-западнее Большой Тавры, поросший смешанным лесом. Юго-западный склон крутой и голый. Холм тянется к северо-востоку около километра. Его подошву огибает река Таврушка. Раньше на этой горе росло много вишни. Во время гражданской войны на вершине горы находились наблюдательный пункт и пулеметное гнездо белых.Эмен Курык (Дубовая гора — гора мира) - большой холм южнее деревни Большая Тавра. Высота холма 334 метра над уровнем моря. Через Дубовую гору проходит граница, разделяющая Башкортостан со Свердловской областью. Раньше на этой горе был величественный дубовый лес. В 1542 году на холме, откуда далеко было видно передвижение людей, местами до 3-4 километров была построена сторожевая застава на границе башкирских земель и владений Кунгурского воеводства.
Во время Гражданской войны здесь находились ставка красных.
На северном склоне добывали природное сырье для изготовления красок желтого, голубого цветов и охру. Ими жители деревни пользовались для украшения своего дома. Обжигали из камней известь.