В 1622 году, следуя к месту своего назначения в город Тобольск, архиепископ Киприан, первый духовный владыка, облюбовал прекрасные места и плодородные земли устья реки Ницы и оставил здесь восемь крестьянских семей. Так было положено начало русскому поселению, разросшемуся в Усть-Ницинскую слободу, богатейшую вотчину архиепископского, а затем митрополичьего дома.
Быстро разрасталась слобода. Уже в 1625 году здесь проживали 22 крестьянские семьи. Было распахано «под рожь и яровой хлеб в три перемены 182 десятины«. Документы донесли до нас имена первопоселенцев слободы: Василий Клементьев, Тихон Феофанов, Прохор Ларионов, Семен Савельев, Игнатий Кузьмин, Савва Киприанов, Лука Борисов, Мартын Мартемьянов.
В 1636 году в слободе 43 крестьянских двора, в 1654 году — 67 дворов. Центром слободы был острог. Около него сооружены надолбы, 4 наугольные и 2 проезжие башни. В остроге располагались церковь и приказчичий двор. К острогу примыкал пригород, в котором находилось 5 амбаров для хлебных запасов, в которых хранилось около 1600 четвертей разного хлеба (более 11 тысяч пудов).
С 1684 года Усть-Ницинская слобода становится селом — центром Усть-Ницинской волости, в которую входит 5 деревень. В связи с ростом населения и ограниченной площадью обрабатываемых земель, сенокосов, пастбищ, в 80-х годах 17 века начинается «исход» предприимчивых жителей из Усть-Ницы в поисках земель и сенокосных угодий в ее округе. В результате выходцами из Усть-Ницы были основаны 22 деревни на территории нынешних Слободо-Туринского и Тугулымского районов: Мостовая, Луговая, Ерзовка, Жирякова, Лукина, Фуртикова (Колмакова), Тимофеева, Носкова (Ларионова), Черемнова, Нехорошкова, Трошкова, Двинка, Кайгородова, Зубкова, Шанауры, Щелконогова, Гурина, Фоминская, Борзикова, Гимгина ( Борок), Тошникова (Ивановка), Минина.
Через 100 лет в 1784 году по административной реформе из состава Усть-Ницинской (23 деревни) выделилась Фоминская волость (1 село и 12 деревень), в Усть-Ницинской осталось 1 село и 10 деревень. Население в Усть-Нице составляло 856 человек. В 1816 году проживало 1019 человек, в 1897 году — 1243 человека. Эта численность соизмерима с численностью в конце 20 века. Сейчас в Усть-Ницинском проживает около 1000 жителей.
Почему наше село не исчезло как случилось со многими Слободами, возникшими в 17 в. Оно уникально своим географическим положением. Две реки — Тура (она из двух длинных рек на восточном склоне Урала) и Ница (до 24 года имевшая свою флотилию и была судоходна до 50-х годов 20 века, по большой воде до 70-х годов) — связывали Усть-Ницу с Ирбеевской слободой (возникшей в 1640 г.), где по несколько месяцев в году гремела знаменитая ярмарка, г. Туринском, а вниз по течению в 80 км. находился г.Тюмень.
Не менее важную роль в упрочении и развитии села сыграла «Бабиновская дорога», которая проходила кратчайшим путем от Соли каменой в Сибирь (названа по имени Артемия Бабинова нашедшего путь построившего дорогу). Крестьяне сеяли рожь, пшеницу, гречу, горох, морковь, репу, свеклу, технические культуры — лен, коноплю. Позже — картофель. Разводили лошадей, коров, овец, свиней, птицу. Полностью обеспечивали себя продуктами питания. Традиционные виды ремесел: кузнечное, санное, колесное, тележное, шорное, пимокатное; производство льняных тканей, и шерстяных веревок, меховых и шубных изделий, пошив сапог, чирков, бродней, изделия из дерева.
Большим подспорьем для крестьян был извоз в Туринск, Ирбит, Тюмень, Тугулым.
Много событий произошло в селе в XX веке. Во время гражданской войны 3 раза происходила смена власти. Но боевых действий и Усть-Нице не было. В1919 году при наступлении красных, с колокольни церкви, где был установлен пулемет они были обстреляны белыми несколькими очередями и отступили в сторону Липки. Бой произошел у д. Ёлкипа. В этом бою погибли 19 человек. Их тела были перевезены и Усть-Ницу и захоронены на кладбище возле церкви в братской могиле.
С 1923 г. по 1931 г. Усть-Ница входит в состав Липчинского района Тюменского округа Уральской области. Это были годы, когда крестьяне вели единоличное хозяйство в условиях новой экономической политики. Побочным видом хозяйственной деятельности был извоз.
В селе была изба-читальня, так раньше назывались совмещенные библиотека и клуб. Заведующие избы-читальни проводили большую культурно-воспитательную работу. Устраивались громкие читки, ставились концерты, пьесы, оформлялись красные уголки на фермах и бригадах, в определенные дни месяца приезжала кинопередвижка. (Стационарные киноустановки появляются в деревнях в 50-е, 60-е годы). Большое оживление вносили в культурную и общественную жизнь села и деревень пионерская и комсомольская организации. Среди первых пионеров были Коржавина Зоя Александровна и Зорина Руфина Александровна.