Каменск-Уральский

Писатели и поэты:

Каменск-Уральский — это один из красивейших городов Урала и России по природным достопримечательностям. В окрестностях нашего города есть много величественных и красивых скал и каждая из них имеет своё название.

Скала «Каменные ворота» признана памятником природы областного значения, входит в список особо охраняемых природных территорий России. Является «визитной карточкой» города Каменска-Уральского. Скала «Каменные ворота» входит в состав целого каньона различных скал, расположенных на реке Исеть неподалёку от города. Ниже по течению находятся скалы «Филин», «Говорливый камень», скала «Три пещеры», «Мамонт», а также множество других больших и малых безымянных скал. Выше по течению реки Исеть расположены ещё две областные достопримечательности: порог Ревун и Смолинская пещера.

Первое постоянное поселение на территории будущего города появилось после того, как на берегах Каменки и Исети была найдена железная руда. Руда залегала у самой поверхности, легко добывалась ручным способом. Этим решил воспользоваться Далматовский монастырь и попросил у казны эти земли, как никем неосвоенные и неиспользуемые. В 1682 году вышел указ, по которому монастырь получил их во владение. Монастырь переселил на берега Каменки часть своих крестьян и в небольших печах выплавлял железо для собственных нужд.

В 1700 году Пётр I постановил забрать монастырские земли, для пользы российского государства, и отдал приказ о строительстве завода для переработки железной руды.

Указ Петра I о строительстве здесь железоделательного завода — основы будущего города.  5 октября 1701 был выплавлен первый чугун. Именно эту дату принято считать днем рождения города. 

Это был первый чугунолитейный завод на Урале. В XVIII—XIX вв. поселение около него называлось Каменский казенный чугунолитейный завод.

С 1825 по 1829 год облик будущего города изменился коренным образом. По проектам прибывшего в город главного архитектора Уральских горных заводов М. П. Малахова была выполнена реконструкция Каменского завода: построены две новые домны, здание заводоуправления, склады, госпиталь, перестроен главный храм города.

В 1885 году Каменский завод был соединён железнодорожным сообщением со станцией Богданович строящейся транссибирской магистрали. 

1 октября 1923 года Каменский завод был поставлен на консервацию, а в апреле 1926 года — закрыт. Завод проработал почти 225 лет. 

3 апреля 1931 года было принято решение о строительстве в Каменске трубного завода. В 1934 году Синарский трубный завод был пущен.

В 1930-е годы Каменск становится крупным индустриальным центром Урала. Геологоразведочная партия, которая начала работать в Каменске в 1929 году, исследовала залежи железной руды, каменного угля, торфа, известняков, строительного песка, а также обнаружила залежи алюминиевой руды — бокситов. 3 декабря 1932 года Совет труда и обороны принял решение о строительстве Уральского алюминиевого завода в районе деревни Красная Горка. 5 сентября 1939 года Уральский алюминиевый завод был пущен.

Посёлок уже более не ассоциировался с единственным заводом и носит короткое название — Каменск, 20 апреля 1935 года он приобретает статус города. 6 июня 1940 года Каменск получает новое название — Каменск-Уральский.

В годы войны практически вся экономика Каменска-Уральского была перепрофилирована на военный лад. В город были эвакуированы несколько заводов из прифронтовой полосы. Синарский трубный завод выпускал необходимую фронту продукцию: стальные трубы, холоднокатаную ленту, снарядные гильзы, пружины для автоматов и кровати для госпиталей. УАЗ оказался единственным в стране предприятием, где производились алюминий и силумин. В годы войны этот завод стал сердцем оборонной промышленности советского союза.

В 1942 году дал первую продукцию Каменск-Уральский литейный завод, возведенный в рекордно короткие сроки, на основе эвакуированного на Урал Балашихинского литейно-механического завода. Завод № 268, эвакуированный из Ступино, дал жизнь Каменск-Уральскому металлургическому заводу. Уже 14 февраля 1942 года первая печь КУМЗа выдала первую плавку металла. 12 марта 1942 г. Каменск-Уральский литейный завод выдал свою первую продукцию – корпус и реборду для колес самолета «Дуглас». Всю войну предприятие оставалось единственным поставщиком тормозных и нетормозных колес самолетов. Предприятие производило колеса для самолетов Ту-2, Ил-4, Ил-6, Пе-2, По-2, Ли-2. 

Созданный на базе Кольчугинского калиево-магниевого завода, а также Московского и Ростовского прокатных заводов, Каменск-Уральского завод по обработке цветных металлов уже 15 февраля 1942 г. выпустил первую продукцию цветного проката для нужд обороны – тончайшую алюминиевую фольгу для конденсаторов. Предприятие с полным технологическим циклом было построено в течение четырех месяцев и в рекордно короткие сроки освоило производство специальных видов боеприпасов.

За успешное выполнение задания УАЗ и коллектив Красногорской ТЭЦ (обеспечивала УАЗ паром, тепловой и электрической энергией) были удостоены высшей правительственной награды – орденом Ленина

За самоотверженный труд по оказанию помощи фронту тысячи горожан были награждены орденами и медалями. 

После войны индустриализация города продолжилась за счёт оставшихся здесь эвакуированных предприятий металлургии и машиностроения. 

Для промышленного выпуска авиационных высотомеров в 1949 году в городе было начато строительство крупного Радиозавода (ПО «Октябрь») и открыто конструкторское бюро. В сентябре 1951 года на радиозаводе была выпущена первая продукция.

В 1970 году радиоэлектронная промышленность города пополнилась заводом электрических соединителей для авиационной и космической техники «Исеть».

В 1980-х и 1990-х годах в городе не появилось новых крупных промышленных предприятий. Существующие заводы постепенно наращивали объёмы производства, строились новые цеха, внедрялись автоматизация, осваивались новые виды продукции (особенно товары народного потребления). В 1990-х на западной окраине Красногорского района строится новый крупный жилой микрорайон «Южный».

20 мая 2021 года Каменск-Уральскому присвоено знание «город трудовой доблести»